Материально техническое оснащение групп Предметно-развивающая среда детского сада приспособлена для удовлетворения ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. В соответствии с требованиями ФГОС в помещениях и на территории детского сада созданы условия для организации всех видов детской деятельности. Пространство групп организовано в виде разграниченных зон (уголков, центров), оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям и инвалидам и лиц с ОВЗ. В группах оборудованы различные уголки для развития детей: уголок творчества, книжный уголок, уголок для сюжетно – ролевых игр, музыкально-театральный уголок, спортивный уголок, центр экспериментирования, центр конструирования, уголок природы, уголок ПДДТ. В каждой группе имеется необходимый разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое обеспечение реализуемой образовательной программы. В группах имеется современный высококачественный, полифункциональный дидактический материал для развития сенсорных эталонов, познавательной деятельности, мелкой моторики, сюжетно-ролевых игр и т.д. Группы обеспечены игрушками, наглядными пособиями, учебным материалом, игровым и развивающим оборудованием. Все элементы образовательного пространства связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Предметноразвивающая среда соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, безопасна, эстетически – привлекательна, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна для индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей. В детском саду имеются: Музыкальный-спортивный зал; Мктодический кабинет; Медицинский кабинет; Групповые помещения; Изостудия. Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его способностей, творчества и полноценной самореализации в нашем детском саду создана гармоничноразвивающая среда пребывания, обеспечивающая все виды деятельности: Для развития игровой деятельности во всех группах имеются необходимые игры, оборудование, игрушки и принадлежности. Для развертывания сюжетно-ролевых игр оформлены: «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Страна Сфетофория», где смоделирована транспортная среда и имеются настольнопечатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения. В ДОУ созданы условия для физического развития детей. Имеется спортивный зал и спортивные уголки в группах, оборудованные инвентарем для физической активности: гимнастическая стенка, батут, бассейн для сухого плавания, горка со ступенями и пологим спуском, ребристые доски, мячи, мешочки с песком, гимнастические палки, обручи и другое. Отдельного места в группе требует изобразительная деятельность. В свободном доступе имеются материалы для рисования, лепки, аппликации, художественного труда. Для развития изобразительной деятельности в ДОУ создана Изостудия. Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства – живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов. А также материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности: мольберты, стенд для размещения детских работ, репродукции картин. Созданы все условия для развития детей в музыкальной деятельности. Имеются музыкальные уголки в группах и музыкальный зал, оборудованный музыкальными инструментами, детскими музыкальными инструментами, музыкальнодидактическими играми и пособиями, атрибутами для музыкально-ритмических движений, фонотекой с записями детской классической и народной музыки, детских песен, портретами композиторов. Для развития театрализованной деятельности в музыкальном зале и в группах имеются: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма, детские костюмы, куклы-бибабо, пальчиковые куклы, игрушки и декорации для настольного и теневого театра, маски, театральные атрибуты и т.д.). Для развития конструктивной деятельности в группах созданы уголки конструирования, где имеются разнообразные конструкторы, строительный материал, мозаика, танграммы, разрезные картинки, бросовый и природный материл. В каждой группе созданы интеллектуальные уголки, где размещены материалы по сенсорике, математике, логике, грамоте, а также дидактические материалы-игры, лото, домино, диафильмов, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина. Большую роль в воспитании эмоционального отношения к живой природе, в формировании навыков ухода за растениями играют уголки природы в группах. В них помещены комнатные растения, зимний огород, макеты природных зон и экологических систем и т.д. Дидактические материалы, относящиеся к этому разделу (лото, домино, диафильмы и т.д.). На участке ДОУ проходит экологическая тропа, куда входят плодово-ягодный сад, овощной огород, аптекарский огород, макет водопада, альпийская горка, птичья площадка и другое. В группах нашего ДОУ оборудованы уголки экспериментирования. В этих уголках имеется материалы и приборы для демонстрации и детского экспериментирования (глобусы, карты, наборы открыток и иллюстраций, магниты, лупы, разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов). В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке в истории и культуре, имеется уголок краеведения, образцы предметов быта, национальных костюмов, художественная литература. Во всех группах имеется библиотека для детей, наборы картин и настольнопечатных игр по развитию речи. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т. д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д. Все материалы, периодически обновляются, доступны детям в любое время. В ДОУ реализуются методы и технологии, обеспечивающие высокий уровень эмоционально-личностного развития детей. Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Вид помещения Основное предназначение Оснащение Предметно-развивающая среда в МБДОУ МузыкальноНепосредственно Пианино спортивный зал образовательная деятельность Детские музыкальные инструменты Утренняя гимнастика Различные виды театра, ширмы Досуговые мероприятия, Спортивное оборудование для прыжков, Праздники метания, лазания, равновесия Театрализованные представления Модули Родительские собрания и прочие Тренажеры мероприятия для родителей Нетрадиционное физкультурное оборудование Шкаф для спортивных пособий, игрушек, атрибутов Телевизор Медицинский Осмотр детей, консультации Изолятор кабинет медсестры; Медицинский кабинет Консультативнопросветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ Коридоры ДОУ ИнформационноСтенды для родителей, визитка ДОУ. просветительская работа с Стенды для сотрудников сотрудниками ДОУ и родителями. Участки Прогулки, наблюдения; Прогулочные площадки для детей всех Игровая деятельность; возрастных групп. Самостоятельная двигательная Игровое, функциональное, и спортивное деятельность оборудование. Трудовая деятельность. Физкультурная площадка. Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Огород, цветники, экологическая тропа Физкультурная Организованная образовательная Спортивное оборудование площадка деятельность по физической Оборудование для спортивных игр культуре, спортивные игры, досуговые мероприятия, праздники Изостудия Непосредственно Мольберты образовательная деятельность Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Микроцентр «Физкультурный уголок» Микроцентр «Уголок природы» Микроцентр «Уголок развивающих игр» Микроцентр «Игровая зона» Микроцентр «Уголок безопасности» Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок произведений изоискусства Альбомы-раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства Предметно-развивающая среда в группах Расширение индивидуального Оборудование для ходьбы, бега, равновесия двигательного опыта в Для прыжков самостоятельной Для катания, бросания, ловли деятельности Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм Нетрадиционное физкультурное оборудование Расширение познавательного Календарь природы опыта, его использование в Комнатные растения в соответствии с трудовой деятельности возрастными рекомендациями Сезонный материал Паспорта растений Стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику Макеты Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы Материал для проведения элементарных опытов Обучающие и дидактические игры по экологии Инвентарь для трудовой деятельности Природный и бросовый материал. Материал по астрономии (ст, подг) Расширение познавательного Дидактический материал по сенсорному сенсорного опыта детей воспитанию Дидактические игры Настольно-печатные игры Познавательный материал Материал для детского экспериментирования Реализация ребенком Атрибутика для с-р игр по возрасту детей полученных и имеющихся («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», знаний об окружающем «Парикмахерская», «Почта», «Армия», мире в игре. Накопление «Космонавты», «Библиотека», «Ателье») жизненного опыта Расширение познавательного Дидактические, настольные игры по опыта, его использование в профилактике ДТП повседневной деятельности Макеты перекрестков, районов города, Дорожные знаки Микроцентр «Краеведческий уголок» Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта Микроцентр «Книжный уголок» Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Микроцентр «Театрализованный уголок» Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях Микроцентр «Творческая мастерская» Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Микроцентр «Музыкальный уголок» Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности Литература о правилах дорожного движения Государственная символика Образцы русских костюмов Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др. Предметы народно- прикладного искусства Предметы русского быта Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей Наличие художественной литературы Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой Материалы о художниках – иллюстраторах Портрет поэтов, писателей (старший возраст) Тематические выставки Ширмы Элементы костюмов Различные виды театров (в соответствии с возрастом) Предметы декорации Бумага разного формата, разной формы, разного тона Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки) Наличие цветной бумаги и картона Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.) Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей Место для сменных выставок произведений изоискусства Альбомы-раскраски Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки Предметы народно – прикладного искусства Детские музыкальные инструменты Портрет композитора (старший возраст) Магнитофон Телевизор DVD Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) Игрушки-самоделки Музыкально-дидактические игры